Крекс, фекс, пекс! В Балаково “Центральный” парк  2 месяца строили по смете, которая не прошла госэкспертизу

Крекс, фекс, пекс! В Балаково “Центральный” парк 2 месяца строили по смете, которая не прошла госэкспертизу

25.10.2021 17:37 7 Автор admin

В Балаково строительство парка под названием «Центральный» на поле между 5 и 8 микрорайонами, на любимом «Поле дураков», продолжает развиваться по сценарию сказки «Золотой ключик». 108 миллионов из бюджета Саратовской области должны были «закопать» в 8 Га земли, чтобы вырос новый парк. Денежного дерева не ждали, хотя бы дорожки, озеленение, новую городскую елку. Вопросы о том, насколько законно идет это строительство без аукционов, возникали с самого начала. Об этом было в прошлых публикациях. Но новые факты, которые вскрылись с этой стройкой, удивили даже видавших виды специалистов по Госзакупкам. Это строительство и освоение средств идет по законам РФ или по одним волшебным словам «крекс, фекс, пекс»? Кого же, как несчастного Буратино, в итоге на поле схватят полицейские? А кто как Лиса Алиса и Кот Базилио «выкопают золотые» и скроются?

«Лиса тащила Буратино дальше по улице. Они увидели гуляющих под луной по тротуару сытых котов в золотых очках, под руку с кошками в чепчиках. Гулял толстый Лис – губернатор этого города, важно подняв нос, и с ним – спесивая лисица, державшая в лапе цветок ночной фиалки. Лиса Алиса шепнула: – Это гуляют те, кто посеял деньги на Поле Чудес… Сегодня последняя ночь, когда можно сеять. К утру соберешь кучу денег и накупишь всякой всячины… Идем скорее»

Напомнив фрагмент из сказки, придется сделать отступление и напомнить краткую историю строительства балаковского парка на «Поле дураков», оно началось летом. Глава Балаковского района Сергей Грачев после вопросов нашей редакции на ПДС признал, что аукционы не проводили. Сначала было заключено два прямых договора. Первый на земляные работы – 6,9 млн. руб. Второй договор без аукциона на благоустройство – 64 млн. с фирмой ООО «Ремгрант». «В положении прописано, что в случае получения заключения по сметной стоимости, мы можем заключить контракт прямым договором», – сказал г-н Грачев, это было 31 августа.

Далее наша редакция добилась сведений о том, что строительство парка идет через центр детских кружков «Молодежная инициатива», под предлогом того, что это для развития туризма и создания условий для досуга детей. Но антимонопольная служба заинтересовалась, почему детскому центру разрешили проводить закупки без аукционов до 150 миллионов (когда раньше разрешали только до 5).

Грачев С.Е. на стройплощадке фото администрации БМР

Новую городскую елку тоже купили по прямому договору за 3,7 млн. Глава Балаковского района Сергей Грачев заявлял, что все делается в рамках закона, и даже как  «Лис – губернатор» периодически появлялся на поле, показывая свое участие в контроле. Губернатор Саратовской области Валерий Радаев тоже на поле заезжал, но в последний раз предпочел этот объект осмотреть без СМИ. А вот председатель Государственной Думы Вячеслав Володин, когда узнал, что строительство городского парка идет без аукционов, сказал главе района Сергею Грачеву: «Возникает масса вопросов к решениям управленческого плана. Это ваши решения, вам потом придется и отвечать за них. Вы задумайтесь, если есть центр детского творчества, зачем их втягивать?».

Стройка продолжилась. Несмотря на то, что договоры заключают по 223-ФЗ, не публикую документы в открытом доступе на Госзакупках, все спрятать чиновникам не удается. По реестру договоров можно следить, когда появляются новые договоры с кратким описанием работ и стоимостью. 12 октября были размещены сведения о новом договоре без аукциона на сумму 32 миллиона 218 тысяча 192 рублей – «Молодежная инициатива» заказала «устройство покрытий площадок, дорожек» на поле между 5 и 8 микрорайонами, когда сам парк обещали построить до ноября. И главное, аналогичные виды работ уже были в договоре на 64 миллиона, заключенном с фирмой ООО «Ремгрант». Покопавшись в тех немногих доступных сведениях, мы обнаружили, что появление нового договора связано с тем, что первый большой договор изменили, грубо говоря, разделили на два договора. Как такое возможно? К чему эти фокусы? «Ремгрант» не справился с объемом, пришлось половину другому подрядчику отдавать?

Был договор от 16.08.2021 на сумму 64 миллиона 692 тысячи 601 рублей. 12 октября его изменили, объем работ и сумму уменьшили до 39 миллионов 579 тысяч 398 рублей. В реестре написано, что уже вторая версия документов «Причина изменения информации о договоре – изменение объемов и цены договора». И в этот же день появляется второй договор на 32 миллиона 218 тысяч 192 рублей на покрытие дорожек и площадок. С ним и новый договор на стройконтроль. Хорошо, что в прошлых публикациях остались скриншоты первого варианта с суммой 64 млн, иначе ничего бы и не доказать, ведь сами документы не доступны для скачивания. Мало ли какая там версия первая, какая вторая?

Редакция ProBalakovo направила запрос в администрацию Балаковского района на имя главы Сергея Грачева с просьбой ответить на ряд вопросов, касающихся строительства парка.

Ответ пришел в прошлую пятницу на пяти листах за подписью исполняющего обязанности главы Балаковского района Александра Балукова, подготовлен ответ Даниловой А. Н (начальник правового управления администрации). Документ интересный. Его содержание должно заинтересовать правоохранительные органы.

Почему договор изменили, разделили на 2?

«Локальный сметный расчет на выполнение работ по созданию тротуаров, дорожек, площадок на территории поля между 5 и 8 микрорайонами на сумму 64 миллиона 692 тысячи 610 рублей разработан проектной организацией ООО «Арт-Дмитрий». Заказчиком принято решение о направлении проектно-сметной документации на государственную экспертизу, в ходе проведения которой, произошла корректировка первоначальной стоимости договора в связи с уточнением объемов необходимых к выполнению работ и сметной стоимости, что вызвало необходимость заключения дополнительного договора. Подрядчик, выполняющий указанные работы, при этом не изменился, поскольку, исходя из анализа рынка, им предложена наименьшая стоимость их выполнения», – говорится в ответе на первый вопрос.

Договор, который заключили в августе, в октябре разбили на два. Но эти два месяца работы ведь шли по той смете, которая не выдержала экспертизу. И потребовалась такая «корректировка», что практически на половину стоимости договора? 31 августа к первому большому договору в журнале событий написано, что «размещены сведения об исполнении договора», – то есть за какую-то часть по старой версии успели отчитаться, якобы готово. Новый договор (или переделанный кусок старого) отдали также без аукциона фирме ООО «Ремгрант», якобы на основе анализа рынка? Какой это анализ, если объявления с приглашением участвовать в аукционе не было, а фирма эта из Крыма? Со всей России изучили предложения и цены? Какие документы, проекты и сметы были в начале строительства парка, если всего одна экспертиза и «корректиовочки» на три десятка миллионов?

На условиях анонимности одни из участников стройки поделились информацией с редакцией, что с самого начала отношение к документам было очень посредственное. Якобы мало кого заботило, насколько законно будет строиться парк. Так как на первом месте стояла задача изобразиться бурную деятельность перед выборами, показать начало выполнения обещания сделать парк. Сам проект и сметы делали «на коленках», а когда начались публикации в СМИ, провели экспертизу, схватились за головы – слишком много оказалось расхождений по объемам работ, ценам, даже использованным материалам. Надеялись, что раз документы можно прятать по 223-ФЗ,  то никто и не узнает подробности. Для того и отдали стройку МАУ «Молодежная инициатива», как автономному учреждению. Даже якобы рассматривалась идея расторгнуть договор с «Молодежной инициативой» и заключить новые, как положено, через сферу благоустройства, а не детские кружки и «клубничный музей». Но делать этого не стали, так как результат от этого не сильно изменится. И наделать успели столько, что если органы хорошо покопаются, возможно, хватит на уголовное дело. При качественной подготовке проекта, сметы, в этом году могли бы только с документами решить вопросы, а строить ведь торопили до выборов.

Когда планируется завершить строительство? Будет ли оно закончено до морозов?

Ответа о сроках не последовало. Вместо этого, чиновники ответили, что работы идут «По мере поступления материалов». И сейчас выполняют работы, которые можно делать и при минусовой температуре. Но из реестра договоров можно узнать, что они заключены со сроком исполнения по 31 декабря. Сроки тоже, не секрет, часто нарушаются.

На вопрос, можно ли нашей редакции получить копии договоров, техзаданий, которые касаются строительства парка, ответ великолепный. Он сводится к тому, что вся информация, которая подлежит раскрытию по этим договорам в рамках 223 – ФЗ, она есть на Госзакупках. Что означает – практически ничего. Никаких техзаданий, сметных расчетов, что в открытом доступе бывает по 44-ФЗ, по 223-ФЗ нет. И договоры отдают тем, кому захотят, и отчитываться не должны. Напомню, деньги бюджетные, 108 миллионов, а не копейки. Парк строится Центральный для города Балаково, а не лично для «Молодежной инициативы» клумба на их территории. Но стоит спросить, так ничего не дадут, иначе, как ответили чиновники, это будет «расцениваться как произвольное и необоснованное вмешательство в деятельность хозяйствующих субъектов». Ни СМИ не могут ознакомиться с этими договорами и сметами, при уже двух версиях. Ни даже сама администрация Балаковского района якобы не вправе вмешиваться в деятельность «Молодежной инициативы», чиновники только осуществляют общий контроль за расходованием средств.

Автор взятого за основу проекта Даньшина Н.С., исходя из ответа, принимала непосредственное участие при детальной разработке проекта с организацией ООО «Арт-Дмитрий», но только «на безвозмездной основе».

Администрация перечислила подрядчиков, с которым заключены договоры по парку: ООО «Многопрофильное строительство», ООО «Ремгрант», и  с ООО «Дирекция капитального строительства» на стройконтроль. Главный учредитель дирекции – это балаковкая администрация.

Каким образом педагоги «Молодежной инициативы» контролируют стройку? Кто в этом учреждении отвечает за будущий парк? Принимает ли в этом участие Управление дорожного хозяйства и благоустройства?

Ответ – стройконтроль по договору обязанности ООО «Дирекция», УДХБ не может и не должно. Персонально ответственные за строительство парка от «Моложеной инициативы» или администрации по фамилиям не названы, ответ в общих фразах.

Когда и кто решил, что деньги на парк 108 миллионов должны достаться «Молодежной инициативе»?

В ответе администрация ссылается на решение депутатов от 25 июня текущего года, что деньги поступили, были внесены изменения в бюджет. Порядок предоставления субсидий определяется администрацией. На июньском заседании о 108 миллионах было сказано, что они поступили в местный бюджет на парк. Но публично на заседании депутаты не обсуждали, что деньги проведут через «Молодежную инициативу». Иначе скандала было бы не избежать еще тогда. В пояснительной записке этого тоже не было. Но официально изменения в бюджет по этим деньгам действительно внесли, подтверждение нашлось.   

Написано, что Комитет финансов администрации БМР довел бюджетные ассигнования отделу по спорту и туризму. Отдел заключил соглашение с «Молодежной инициативой». А землю будущего Центрального парка детскому центру передали 2 июня на праве постоянного бессрочного пользования, о чем известно из ранее данных ответов. Всего-то больше 8 Га земли в самом центре города, пустяк. Ни публичного обсуждения вопроса, ничего. И землю, и 108 бюджетных миллионов на стройку. А вопросы задавать и не пытайтесь – произвольное и необоснованное вмешательство в деятельность хозяйствующих субъектов.

Парк построить – не поле перепахать. В Балаково очередной объект за бюджетные деньги начали делать без аукциона

За кем в итоге придут, как за Буратино?

Вот вам и чудеса из сказки! А как же призывы депутатов Госдумы, чтобы общественность контролировала? Что контролировать, с чем сравнивать, если даже баннеры с эскизами притаскивают на «Поле дураков», только к приездам важных персон?

Подробности и странности с документами видны даже при ограниченном доступе к информации. И договоров уже немало. Например, договор на 6 миллионов «выполнение работ по благоустройству поля между 5 и 8 микрорайонами, (устройство асфальтовых покрытий тип 4 (парковки) и устройство бортовых камней, футляры для газовых труб)». Заключен 20 сентября, 19 октября размещены сведения об исполнении договора. Но что сделано? Так выглядели парковки вечером 22 октября – ни одной готовой. Остается только гадать. Все ли договоры и сметы прошли экспертизу, или с какого начали проверять, тот и переделали? Чем занимается стройконтроль, который фактически муниципальный? Никаких вопросов нет?

И где глава Балаковского района Сергей Грачев, который до ноября обещал председателю Государственной Думы Вячеславу Володину завершить первый этап работ по строительству парков «до морозов»?

Почему исполняет обязанности Александр Балуков? Как сообщили в администрации, Сергей Грачев, проработавший главой всего полгода, ушел в отпуск на 2 недели с 20 октября. Разгар эпидемии, объекты по благоустройству в Балаково и парк не готовы, не все дома в городе с отоплением, но Сергей Евгеньевич отдыхает. Может, он тоже не имеет права вымешиваться в деятельность детского центра «Молодежная инициатива», на который свалили совсем не детскую задачу? Если органы все-таки основательно займутся вопросами законности стройки на поле между 5 и 8 микрорайонами, проверят все договоры, сметы, соответствие сделанному объему и материалам на земле и по бумагам? За кем в итоге придут, как за Буратино? Эти вопросы все еще остаются открытыми. А пока закончим очередным фрагментом из сказки «Золотой ключик», он сейчас как никогда актуален.

Инна Чумичкина

«Лиса и кот привели Буратино на пустырь, где валялись битые горшки, рваные башмаки, дырявые калоши и тряпки… Перебивая друг друга, затараторили:

– Рой ямку.

– Клади золотые.

Буратино выкопал ямку. Сказал три раза шепотом: “Крекс, фекс, пекс”, положил в ямку четыре золотые монеты, засыпал, из кармана вынул щепотку соли, посыпал сверху. Набрал из лужи пригоршню воды, полил.

И сел ждать, когда вырастет дерево…

Лиса Алиса думала, что Буратино уйдет спать, а он все сидел на мусорной куче, терпеливо вытянув нос.

Тогда Алиса велела коту остаться караулить, а сама побежала в ближайшее полицейское отделение.

Там в накуренной комнате, за столом, закапанным чернилами, густо храпел дежурный бульдог.

Лиса самым благонамеренным голоском сказала ему:

– Господин мужественный дежурный, нельзя ли задержать одного беспризорного воришку? Ужасная опасность грозит всем богатеньким и почтенненьким гражданам этого города.

Спросонок дежурный бульдог так рявкнул, что под лисой со страха оказалась лужа.

– Воррришка! Гам!

Лиса объяснила, что опасный воришка-Буратино обнаружен на пустыре.

Дежурный, все еще рыча, позвонил. Ворвались два добермана-пинчера, сыщики, которые никогда не спали, никому не верили и даже самих себя подозревали в преступных намерениях.

Дежурный приказал им доставить опасного преступника живым или мертвым в отделение. Сыщики ответили коротко:

– Тяф!

И помчались на пустырь особым хитрым галопом, занося задние ноги вбок.

Последние сто шагов они ползли на животах и враз кинулись на Буратино, схватили его под мышки и потащили в отделение.

Буратино болтал ногами, умолял сказать – за что? за что? Сыщики отвечали:

– Там разберут…

Лиса и кот, не теряя времени, выкопали четыре золотые монеты. Лиса так ловко начала делить деньги, что у кота оказалась одна монета, у нее – три.

Кот молча вцепился когтями ей в рожу.

Лиса плотно обхватила его лапами. И они оба некоторое время катались клубком по пустырю. Кошачья и лисья шерсть летела клочками в лунном свете.

Ободрав друг другу бока, они разделили монеты поровну и в ту же ночь скрылись из города.

Тем временем сыщики привели Буратино в отделение. Дежурный бульдог вылез из-за стола и сам обыскал его карманы. Не обнаружив ничего, кроме кусочка сахара и крошек миндального пирожного, дежурный кровожадно засопел на Буратино:

– Ты совершил три преступления, негодяй: ты – беспризорный, беспаспортный и безработный. Отвести его за город и утопить в пруду.

Сыщики ответили:

– Тяф!

Буратино пытался рассказать про папу Карло, про свои приключения. Все напрасно! Сыщики подхватили его, галопом оттащили за город и с моста бросили в глубокий грязный пруд, полный лягушек, пиявок и личинок водяного жука.