Павел Гречухин: О науке, юридической академии и планах на будущее. Часть 2

Павел Гречухин: О науке, юридической академии и планах на будущее. Часть 2

27.12.2020 16:58 2 Автор admin

По истории с работой в Балаковском филиале Саратовской государственной юридической академии Павел Гречухин сначала рассказал свою версию событий, а потом ответил на уточняющие вопросы. Было много слухов, что он борется за кресло директора. “Подсиживает” Елену Федину, с которой дружит много лет.

–Я не знаю, кем и как рождены эти слухи, и зачем. Но думаю, что в этом случае люди судят, что называется, по себе. Меня туда на работу пригласила прежний директор Елена Николаевна Федина. Пригласила она меня, прежде всего, для того, чтобы филиал мог пройти аккредитацию, которой у него на данный момент пока нет. Елена Николаевна и ее команда провели гигантскую, титаническую работу. Потому что они работали, во-первых, в условиях пандемии, во-вторых, в условиях отсутствия всякой помощи со стороны. И они подготовили филиал к аккредитации, уверен, что он ее получит именно благодаря работе Елены Николаевны. Так вот, один из элементов аккредитации – наличие в штате, причем всего на 0,2 ставки сотрудника с опытом работы в правоохранительных органах. И это должно быть его постоянное место работы. Практически никто бы на это не согласился, потому что 0,2 ставки – это 10-12 тысяч рублей в месяц. Но поскольку нас с ней связывают давние дружеские отношения, я согласился.

– Рознь между вами эти публикации не внесли?

–Нет. Я не знаю, что может внести рознь между мной и Еленой Николаевной, нашими семьями. И также между другими моими друзьями, и балаковскими, и саратовскими, и чеченскими. Мне искренне жаль тех людей, которые так пишут и думают. Это значит, что у них никогда не было настоящих друзей. А человек, у которого не было настоящих друзей, не может считаться счастливым. Итак, возвращаясь к академии права, я пришел, во-первых, потому что она меня попросила. Во-вторых, я действительно мог теперь заниматься наукой. Я вел страничку исторического календаря на сайте филиала, и готовил статьи для публикаций в научных журналах. У нас были некоторые задумки по развитию научной деятельности филиала. Но после того как с ней поступили крайне непорядочно, я не смог оставаться в стенах этого заведения. Единственное, чисто технически, я ушел чуть позже нее. Хотел уволиться вместе с ней, как это сделали, кстати, еще 4 преподавателя. Но выяснилось, что мне в расписание поставили зачеты. Студенты-то в этих дрязгах ни при чем. Поэтому я принял зачеты и уволился после этих зачетов на второй день.

– То есть все эти кадровые пертурбации в академии, это никак не связаны ни с вами, ни с вашим приходом туда?

– Понимаете, люди, которые полагают, что таким образом можно решить свои кадровые проблемы, то есть, попытаться пробиться на руководящую должность, они либо не знают всей этой кухни, либо опять сознательно вводят всех в заблуждение. Потому что, если ты хочешь стать руководителем филиала, ты должен, как минимум, заявить о себе руководителю, который принимает решение: вот он я, такой нарядный, возьмите меня. Это можно делать гласно, можно тайно, кулуарно, через связи, еще как-то, но это нужно сделать. Потому что решение, в любом случае, принимает руководитель. И я более скажу, если таким путем начать идти, то есть «мутить воду» – это лучшая рекомендация, чтобы тебя на работу не взяли вообще. Я таких действий не предпринимал, потому что прекрасно понимал – есть какие-то кандидаты. Я поэтому даже не пытался занять эту должность, просто у меня и в планах этого не было.

Во время интервью не обошли стороной вопрос про автомобиль Jaguar. Как чиновник смог его купить в кредит, и на какие средства ныне безработный Павел Гречухин платит.

– Про Jaguar меня в первый раз спрашивают. Поэтому, как купить Jaguar, рассказываю, записывайте. Надо после школы поступить в лучший ВУЗ области. Лично я до сих пор считаю этим ВУЗом Саратовский университет имени Чернышевского. Закончить аспирантуру, защитить кандидатскую диссертацию. Потом попасть на службу в органы государственной безопасности, прослужить там 20 лет. Обязательно побывать на постоянной работе в горячих точках. Дослужиться до полковника. А, да, надо еще иметь жену, которая постоянно работает. Она работает у меня в сфере медицины, в том числе и коммерческой. Даже в Грозном, где мы жили, она не сидела дома, а работала, хотя с моей зарплатой имела полную возможность бездельничать. Ну так вот, после службы надо выйти с соответствующей пенсией в запас. Потом, конечно, надо устроиться на работу. И вуаля – к 50 годам вы имеете полное право, отдав предыдущую машину в трейд-ин, и взяв кредит, купить себе Jaguar- ответил Павел Борисович.

Он напомнил, что за два десятка лет в ФСБ его и, как и других сотрудников «конторы» постоянно проверяли на соответствие доходов и расходов. В администрации же обязательным являлось предоставление ежегодной декларации о доходах, которая подлежит опубликованию.

С коллегами по службе на границе Чечни
С Главой ЧР Р.А. Кадыровым при вручении медали “Защитник Чеченской Республики.” Грозный, 2013 г.

На вопрос о слухах, собирался ли Павел Борисович стать директором ГАПОУ СО «БПТТ им. Н.В. Грибанова», он ответил отрицательно. Подтвердил только то, что предложение такое поступало, но он отказался.

– История с женщиной без гражданства Еленой Кузминой. Когда вы были заместителем главы, администрация взялась за решение ее проблемы. Документы забрали, свозили в Москву. После вашего увольнения, о женщине забыли, документы не вернули. Затем Елена Матазова заявила, что документы Кузминой давно отдали, помогать перестали из-за эпидемии. Но после огласки в СМИ документы нашли в администрации. И ни где-нибудь, а якобы в вашем кабинете, который на тот момент уже несколько месяцев был не таковым. Вы можете изложить свою версию событий?

– По поводу Кузминой. Она в любом случае не была забыта, но ее вопрос, как говаривал Владимир Ильич Ленин, архисложный, и он полностью находится вне компетенции органов местного самоуправления. Такие вопросы обычно решаются ну, например, на уровне “Прямой линии” с Президентом. Но мы все равно занимались этим вопросом. И вот почему. Такая категория граждан у нас, к сожалению, существует, она немногочисленная, но у всех из них есть какие-то хоть помощники: родственники, знакомые, друзья. Она же с этой проблемой одна, лицом к лицу, а гражданство ей необходимо, для того, чтобы она получала хотя бы пособия. Я могу сказать, что мои сотрудники, выполняя другие поручения, находясь даже по своим личным делам в Москве, по моему указанию осуществляли контакты с посольством Азербайджана и пытались решить этот вопрос. После того, как вышли изменения в законодательстве об упрощенном порядке получения  вида на жительство бывшим гражданам Советского Союза, я как раз давал указания, рассмотреть ее вопрос в этом ключе. Было дано указание посмотреть, подпадает ли она под эту категорию и все-таки оказать ей помощь. И в наших планах было выйти на контакт либо с посольством Азербайджана, либо с диаспорой, либо с Министерством иностранных дел и оказать ей такое содействие.

После того, как я ушел из администрации, велась эта работа или нет, я не знаю. Что касается ее документов, да, скорее всего, они лежали у меня в кабинете, найти их было при желании достаточно легко, и это было сделано. Потому что все документы у меня всегда были систематизированы. Каждый документ у меня находился в отдельной папке с подписью, что за ситуация, и все они разложены в хронологическом порядке. Поэтому документы лежали там, их нашли. Но я могу сказать, что и сейчас, поскольку остались определенные возможности, с частных позиций, я и мои друзья, мы постараемся оказать содействие, в том, чтобы Елена Кузмина российское гражданство все-таки получила.

– Как продвигается работа над докторской диссертацией?

– В июле я опубликовал свою очередную статью в журнале, который входит в перечень Высшей аттестационной комиссии. Еще одна статья готова, еще одну готовлю, то есть я сейчас нарабатываю перечень статей, которые позволят мне защитить докторскую диссертацию. Материалы у меня наработаны, и я не думаю, что у кого-то возникнут поползновения сказать, что она написана не мной. Хотя до ее окончательной подготовки, до защиты достаточно далеко, и надо приложить очень много усилий, чтобы это стало явью.

– Как историк вы изучаете события прошлого, а можете ли вы сделать свой прогноз на ближайшее будущее Балаковского района на 10-20 лет?

– На 10-20 лет я прогноз сделать не могу. Думаю, что и никто его сделать не сможет, потому что жизнь Балаковского района тесно связана с жизнью области и страны, и что с нами будет через 10-20 лет сейчас, в настоящее время, сложно сказать. Что касается краткосрочных перспектив, надеюсь, что они неплохие. Но в качестве предмета озабоченности я бы мог сказать, что если сейчас на места тех людей, которые ушли, уходят, придут люди с большей коррупционной уязвимостью, я боюсь, что они, в отличие от предыдущих, не устоят перед открывающимися соблазнами, и таким образом могут подвести главу района. Но мне бы очень хотелось, чтобы этого не случилось.

– У вас есть планы на будущее? Чем собираетесь заниматься?

– Я еще раз повторюсь, что те, кто опасается от меня конкуренции за какое-то кресло – пусть расслабятся и дышат свободно. Я и мои друзья видим, что в обществе существует нереализованная до сих пор тяга к добрым делам, к доброй информации. Мы хотим эту тягу реализовать. Мы хотим в большей степени развивать гуманитарные знания, просвещение. Нужно расширять гуманитарную базу нашей молодежи и общества в целом. Потому что в нынешних условиях образовательная система, конечно, нацелена на подготовку качественных специалистов. Их, что называется, натаскивают по всем основным предметам, в зависимости от специализации, которую они выберут в высших учебных заведениях. Но морально-нравственная, воспитательная составляющая сейчас не находится на первом месте. В результате молодой человек стремится быть успешным, богатым, двигаться целеустремленно каким-либо карьерным путем. Молодые люди, вступают во взрослую жизнь, стремясь к этим целям. Но не всегда понимают, во-первых, зачем это нужно. И, во-вторых, всеми ли средствами можно пользоваться для достижения этих целей. Вот для того, чтобы они задумывались над этими вопросами, нужно гуманитарное развитие личности, расширение гуманитарного образования и воспитания. Мы хотим с моими друзьями вот эту нишу заполнить. Как окончательно это будет выглядеть – пока небольшой секрет. Из того о чем можно говорить определенно, мы хотим предложить провести конкурс школьных сочинений на тему «История города Балаково через историю моей семьи». То есть ребята должны пообщаться с родителями, знакомыми на эту тему, чтобы те рассказали: кто и когда приехал, давно, либо недавно приехал, откуда, зачем? Как история города выстраивалась через жизнь людей, которые его строили. В условиях конкурса все будет сказано подробно, и мы хотим предложить этот конкурс провести именно на школьных каникулах, пока дети будут не сильно заняты учебой. Планируем провести этот конкурс с  призами и последующей публикацией всех сочинений в отдельном печатном издании.

И в дальнейшем необходимо прививать детям, молодежи любовь к русской истории, литературе, поэзии. Потому что это – жизненные ориентиры, которые чем раньше появятся – тем легче будет человеку жить. Вот вы сейчас берете интервью у разных людей, много чего у них спрашиваете, задаете разные вопросы.А любого человека можно просто спросить:«А скажите, а есть ли у вас стихотворение, которое вы считаете своим жизненным маяком, ориентиром?». Если он вам скажет, что есть и прочтет его, вот это может о нем больше сказать, чем там десятки статей и всякие интервью. Вот так, – подытожил Павел Гречухин.

Конечно, мы задали такой вопрос самому Павлу Борисовичу. И он практически сразу назвал такое стихотворение. И прочитал его. Это оказалась “Баллада о борьбе” Владимира Высоцкого.

В этой балладе есть такие строки “Детям вечно досаден Их возраст и быт,- И дрались мы до ссадин, До смертных обид”. Но, как говорит Павел Гречухин, он ни на кого не обижается, и драться ни с кем не собирается. Займется тем, чтобы дети читали нужные книги. Для взрослых любителей чтения, кому интересно, – копия статьи Павла Гречухина из научного журнала.

Первая часть интервью по ссылке.