“Хочу работать!”: заместитель главы Балаковского района Павел Гречухин в поисках работы вернулся на двадцать лет назад

“Хочу работать!”: заместитель главы Балаковского района Павел Гречухин в поисках работы вернулся на двадцать лет назад

11.11.2019 12:08 13 Автор admin

По данным Роструда и социологических опросов больше половины россиян работают не по специальности, которой учились после школы. Причины различные: жизненные обстоятельства, второе образование, новые профессии, которых не было еще лет 15-20 назад. Но бывает и так, что в поисках работы приходится вспоминать свою первую специальность. В Балаковском районе не хватает преподавателей. Чтобы решить эту проблему, специалистам предоставляют служебные квартиры с гарантией приватизации после 8 лет отработки.

В новом выпуске “Хочу работать!” речь пойдет о работе в школе. Напомним, это совместный проект с Центром занятости населения города Балаково. Мы предлагаем депутатам и чиновникам на один день сменить работу, выбрав одну из вакансий. В первом выпуске депутат Совета города Балаково Валерий Манукян работал в “Комбинате благоустройства” – косил траву в балаковских дворах. На этот раз участником проекта стал заместитель главы администрации Балаковского района Павел Гречухин.

Один из высокопоставленных  чиновников Балаковского района согласился на день пойти работать учителем. Почему именно такой выбор? И как он справился с этой работой? 

Павел Борисович выпускник Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, кандидат исторических наук. Тема диссертации: “Власть и формирование исторического сознания советского общества в 1934-1941 гг.”. Преподавал в Балаковском политехническом институте, но потом сменил сферу деятельности. Он почти 20 лет был сотрудником Федеральной службы безопасности. Полковник запаса ФСБ России. В органах власти работает с ноября 2017 года. 

На часах было 8:30, когда Павел Гречухин зашел во двор Гимназии №1. Вместо сумки с учебниками или планами уроков у него при себе был… чехол от гитары… А ведь планировалось, что участник проекта заменит учителя истории, а не музыки.

– Сыграете?

– Это наглядное пособие, – ответил Павел Борисович, не вдаваясь в подробности. А я не стала уточнять, подумав о карте, таблице, даже не подозревая, какой “кот” в этом мешке.

– Почему вы решили принять участие в проекте?

Всегда за все новое и интересное. А все новое – это хорошо забытое старое. Моя первая профессия – преподаватель истории. Хочется посмотреть, можно ли вспомнить, качественно отработать по первой профессии.

– Вы работали преподавателем в ВУЗе, а не в школе?

– В школе тоже работал. Во-первых, это был опыт в ходе педагогических практик, когда учился. Во-вторых, денег не хватало, приходилось подрабатывать. В ряде школ вел уроки истории, мне знакома эта работа.

Знакома была не только работа, но и Гимназия №1. Павел Гречухин учился в этой гимназии 10 лет, когда она еще была школой №17.

– Сначала в школе было легко. Потом начались точные науки, к которым я не имел особого расположения по складу характера. Отличником не был. В старших классах затянула общественная работа, комсомол. По любимым предметам учился хорошо, что позволило без проблем поступить в один из лучших ВУЗов. От школы остались только самые положительные воспоминания. От учителей, внеклассной работы.

– Почему именно история?

– Выбор у меня был небольшой, между историей, литературой и иностранным языком. Меня всегда интересовали исторические сюжеты – фильмы, книги.

– Любимый период в истории?

– В российской истории первая четверть 19-го века. Наполеоновские войны, декабристы. “Звезда пленительного счастья”. Всемирная история – Средние века, рыцарство, феодализм. Айвенго, Квентин Дорвард. Хотя научный интерес другие периоды – советское время и Первая мировая война. Кандидатская по сталинскому периоду, а докторская, надеюсь, будет по Первой мировой.

– Тема вашей кандидатской диссертации начинается со слова “власть”, а сейчас вы работаете в «белом доме». Было стремление к власти?

– Был интерес к властным процессам. К тому, какие возможности власть использует. И самое главное, какие не использует для эффективного решения своих задач. Это был теоретический интерес. Сейчас он реализуется в практической плоскости.

– Как вы считаете, почему сейчас не хватает педагогов в школе? Куда все делись? Неужели в бизнес?

– Финансовый элемент тоже нельзя сбрасывать со счетов. Но из школы уходит воспитательный момент. Педагогов из сеятелей разумного, доброго, вечного сейчас пытаются превратить в поставщиков образовательных услуг. Воспитательный момент есть, но он уходит на второй план. Зарплаты учителей сейчас не самые маленькие, по сравнению с другими профессиями. Но очень много сил и времени педагогов тратится на бюрократическую составляющую. А для творческого человека это всегда плохо. Поэтому, наверное, популярность учительской профессии невелика.

Звонок

Работа Павла Гречухина должна была начаться со второго урока в 11-ом классе. Тема: “Февральская революция”. Заместитель главы района собирался объявить о начале занятий, как ему напомнили, что звонка еще не было.  “Это личное время учеников, мы на него не претендуем”, – сказал учитель истории и обществознания Сергей Анашкин. Это его кабинет. Он уступил свое рабочее место для эксперимента, но сам остался наблюдать.

– Отвыкли от звонков?

– Да. Сейчас ведь еще нельзя сказать, что звонок для учителя, прокуратура запрещает. В какой-то школе пожаловались, прокуратура наказала учителя, – ответил Павел Гречухин.

Дождались звонка. Детям представили нового преподавателя.

Что рассказывал ученикам про революцию и ее предпосылки Павел Борисович, можно узнать из видеосюжета. Не буду перечислять даты из учебника, ведь гораздо интересней то, как заместитель главы района вел занятия.

С самого начала он был очень серьезен. Проверил, кто отсутствует. Напомнил, что нельзя выкрикивать с места. Для ответа требовал обязательно поднимать руку.

“Спрашивать домашнее задание не буду, вы только с каникул. Так что вам повезло, ведь спрашиваю я строго”, – сказал Павел Борисович.

К работе он подготовился основательно. Сам сделал презентацию, показывал слайды. Рисовал на доске схему существовавшей системы власти. Говорил понятным языком, но чувствовалось напряжение в классе. Словно на заседании административной комиссии, которую возглавляет чиновник Гречухин. Гимназисты отвечали мало. Сами вопросы не задавали.

В конце занятия замглавы поблагодарил будущих выпускников за внимание. Он отметил, что материал был непростой, на основе лекции для студентов.

Я большую часть урока провела за последней партой, чтобы не отвлекать постоянной съемкой. Помните это чувство, когда в школе не сделали домашнее задание, и хотелось сесть подальше, чтобы не спрашивали? Даже от осознания, что мои школьные годы в прошлом, к доске точно не вызовут, не становилось легче. Какие же впечатления были у школьников?

– Понравилось. Понятно объясняет, очень доходчиво….Довольно строгий, но это приятное качество, – после урока сказали ребята с первой парты.

Учитель истории Сергей Анашкин и директор Гимназии №1 Галина Бирверт обсудили с Павлом Гречухиным урок. Они оценили качество материала, презентацию.

Но прозвучала фраза: “Дети закрылись!”.

Они сказали, что ребята обычно работают активно. Предположили, что учеников смутила видеосъемка и новый человек вместо их преподавателя.

Урок для 6-го класса

Перемена. Смена кабинета.

Тема урока: “Крестовые походы”. Повлияла ли критика педагогов или то, что ученики были на несколько лет младше, чем на первом занятии, но Павла Борисовича было просто не узнать.

Больше никаких замечаний, что надо поднимать руку. Голос мягче. Он рассказывал, как история Средних веков отличается от романтических образов из книг и фильмов, где рыцари в сияющих доспехах совершают подвиги ради прекрасных дам.

Ребята не только с удовольствием слушали, они активно отвечали, спрашивали. Иногда все вместе. Павел Борисович подробно объяснял. Показывал картинки из книг, подходя ближе к каждой парте. 

Не прерывая рассказа о сражениях, он отошел к столу, где лежал тот самый чехол от гитары с “наглядным пособием”. И, как в сказке, в его руке появился меч! Клинок сиял в луче проектора. Это было потрясающе! Настоящий рыцарский меч?!

– Копия, он не заточен, – пояснил детям учитель. Все-таки это школа, настоящее оружие в нее приносить нельзя.

На уроке вспомнили о том, что крестоносцы пытались захватить и Русь, но получили отпор.

– Эту историю вы все знаете. Закончилась она для них в 1242 году чем?

– Купанием! – ответила одна девочка.

Да, “купанием” в Чудском озере. Надолго отвадили их от попыток захватить наши земли, – сказал Павел Гречухин. Он дал детям домашнее задание, попросил составить таблицу о Крестовых походах: дата, название, участники.

Урок закончился, а ребята не расходились.

Классно! Спасибо! Было очень интересно!”, – благодарили дети Павла Борисовича.

Он оставил копию меча на столе, чтобы каждый мог его рассмотреть, подержать в руках. Меч вызвал интерес не только у мальчишек. Дети даже успели посвятить с его помощью пару человек в рыцари.

Преподавать истории Елена Егорова, в классе которой проходил урок, высоко оценила работу. Материал, подачу, и главным критерием стала реакция учеников: “Детям понравился такой эксперимент”.

МЭШ и электронный дневник

Современным преподавателям уже не обойтись одними планами, учебниками и проверкой тетрадей. Потому дальнейшая работа учителя Павла Гречухина заключалась в изучении этих систем. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Елена Вилкова показала на своем компьютере возможности данных программ. В электронном дневнике есть оценки, домашние задания. Оказалось, что с дневником Павел Гречухин хорошо знаком. Его младший сын еще школьник. “Захожу, проверяю оценки. Но не так часто, как хотелось бы. Современные школьники больше не могут сказать, что им ничего не задавали. Родители проверят”.

Время подводить итоги

Директор Гимназии №1 Галина Бирверт:Уроки проведены на высоком организационно-методическом уровне. Выдержаны все структурные компоненты. Материал подобран правильно. Дети, я думаю, усвоили все, что Павел Борисович, хотел до них донести. Они высказывали свое мнение, были довольны“. Руководитель образовательного учреждения сказала, что с радостью взяла бы на работу такого специалиста.

Впечатления у меня не столь радужные, какие были изначально. Как говорится, давненько не брал я в руки шашек, – признался главный герой эксперимента Павел Гречухин.

Готовиться к уроку, и представлять, как он пройдет – это одно. А вести его, следить за хронометражем, за реакцией детей, что-то не упустить, очень непросто. Всегда готовишься к этому тщательно, хочется все донести. На уроке приходится выкладываться. Так выкладываться каждый день, как это делают настоящие учителя, сложно. Должен быть подлинный профессионализм. Надеюсь, что огрехи, которые были, кроме преподавателей, никто не заметил. Это был непростой и очень интересный эксперимент.

– Вы из семьи педагогов?

– Да, у меня мама до сих пор работает в данном учебном заведении. (Учитель английского языка. Стаж работы 52 года, из них 42 года в гимназии. Отличник народного просвещения – прим.). Отец сейчас на пенсии, он преподавал в Речном профессиональном училище №6 имени Н.В. Грибанова. И брат по первой специальности тоже преподаватель. Так что мы педагогическая династия.

– Ваши дети продолжат?

Нет. У них есть навыки обучения, они умеют это делать. Но их интересы лежат в сфере высоких технологий.

– Если прекратите работать в администрации, готовы вернуться в школу, в ВУЗ?

– Моя преподавательская работа была в высшей школе, она подразумевает другой уровень знаний, в вузовском образовании другие задачи. Но в любом случае, к преподаванию готов вернуться.

Если когда-либо оставлю ту работу (в администрации), то эту работу не оставлю никогда, – подытожил Павел Борисович.

За время работы Павла Гречухина в администрации Балаковского района, мое впечатление об этом человеке было неоднозначным. Чиновник, “серый кардинал”, и.т.д. Но всего полдня вне стен мэрии, другая работа, и чиновник превратился в требовательного, но доброго учителя. А “чекист” – в романтика, который в одной руке держит рыцарский меч, а в другой книгу.

В Балаково много вакансий в различных организациях, на предприятиях, но когда будет следующий выпуск нашего проекта “Хочу работать!”, сказать сложно. Дело вовсе не в том, что депутаты не хотят “натереть мозоли”. Желающие есть. Но очень сложно найти организацию, которая согласится на день пустить к себе СМИ с видеокамерой. Если работодатели, которые дают объявления о поиске сотрудников, добросовестные и платят официальную зарплату, не нарушают технику безопасности на производстве, казалось бы, что им скрывать? Пока к этому оказались готовы только муниципальные учреждения. Спасибо “Комбинату благоустройства”, Комитету образования БМР и коллективу Гимназии №1 за помощь в реализации проекта!

Приложим все усилия, чтобы больше рассказать о трудоустройстве, рабочих профессиях, профессиональной переподготовке.

А пока предлагаем вам, дорогие читатели, написать в комментариях, кого из vip-персон БМР вы хотели бы видеть в следующих выпусках, и на какой работе.

Инна Чумичкина