По дорогам поскребли — «миллионы» наскребли, а куда же дели?

По дорогам поскребли — «миллионы» наскребли, а куда же дели?

25.09.2019 15:58 3 Автор admin

В Балаково последние лет ***надцать с ремонтом дорог две беды: ремонтируют много, но плохо; или хорошо, но мало. Где же дураки? Не без них. В условиях хронического недофинансирования ремонта дорог, каждая копейка должна быть на счету, каждая крошка асфальта. Особенно если этих крошек собирается тысячи тонн на суммы с шестизначными нулями.

Крошку везут

Не будем возвращаться в далекое прошлое. Достаточно вспомнить, что было всего несколько лет назад, когда Балаковский район возглавлял Иван Васильевич Чепрасов. Тогда во время ремонта дорог старый асфальт — асфальтовую крошку — собирали и использовали для отсыпки улиц, где до основательного ремонта было, как до известного полуострова не самым удобным способом. И в те годы ходили слухи, что часть крошки уезжает на дачи к бизнесменам, друзьям друзей власть имущих, да просто за деньги. Но, надо отдать должное, значительная часть дорожного материала все-таки оставалась в распоряжении муниципалитета. И было реально видно, где его используют. На сайте администрации регулярно появлялись новости с адресами улиц, где старым асфальтом отсыпали проезжую часть. Были фотографии с этих улиц. Журналистам и общественникам во время выездных мероприятий показывали эти участки.

В июне 2014 года Иван Чепрасов на еженедельной планерке сам озвучил, что власти не смогли уследить за дорожным материалом, пригодным для вторичного использования. «Крошку везут. Наши находят возможность ее продавать, хотя говорили, что она вся пойдет на склады. Значит, мы ненадлежащим образом ведем контроль», — заявил Иван Васильевич. Он потребовал установить жесткий контроль, чтобы «ни одна машина с крошкой не проехала мимо склада».

«В ходе осмотра, на некоторых участках дорог члены рабочей группы смогли оценить результат прошлогодней засыпки асфальтовой крошкой. Там, где движение среднее, крошка образовала сплошное твёрдое покрытие. Где проходят большегрузы – засыпка держится немногим меньше. Однако, именно такой вариант временного поддержания дорог позволит сохранить их в надлежащем состоянии до того, как эти участки попадут под капитальный ремонт», — сообщала пресс-служба администрации в июле 2015 года со списком улиц.

Ушли те годы, ушел с поста и сам Иван Чепрасов. Его кресло занял Александр Соловьев. И вроде город тот же, дороги те же, даже администрация та самая. Но при нынешнем главе дорожный материал вдруг превратился в мусор. И это не преувеличение, а  цитата из документов. Конечно, старый асфальт- решение не идеальное и не самое долговечное. Только все же это лучше, чем грязь по щиколотку на грунтовых дорогах и пешеходных тропах, после каждого дождя.

В мае нынешнего года, когда депутаты стали получать просьбы от жителей отсыпать такие проблемные места старым асфальтом, выяснилось, что его больше нет. Первая версия для депутатов, по слухам, звучала так: «Крошка по договору принадлежит подрядчикам, которые делают ремонт дорог». Затем вопрос о крошке был задан публично на одном из майских ПДС. Где собранная крошка? Сколько ее? На каких улицах ее будут использовать?

Ответ руководителя муниципального казенного учреждения «Управление дорожного хозяйства и благоустройства» Эмиля Мамедова поразил. Он заявил: «Крошка выдерживает 2-3 дождя. По условиям контракта, это отходы, которые должны утилизироваться. Ей отсыпать нецелесообразно». Отметим, что именно УДХБ готовит документы для аукционов, прописывает в них условия, заключает договоры на ремонт дорог в районе с подрядчиками.  

Глава Балаковского района Александр Соловьев был возмущен. «Более чем достаточно мест, где можно отсыпать! Она стоит денег, а мы ее куда-то деваем!» — заявил Александр Александрович. Эмиль Мамедов пообещал собирать крошку при ремонте улицы Комарова и дворовых территорий. Глава потребовал начать это делать «немедленно». Но, ни медленно, ни быстро, информации об использовании дорожного материала на городских улицах не появлялось.

Эмиль Мамедов

За все лето я помню только новость про отсыпку улицы Советской в селе Ивановка, и то, там благодарили не администрацию или УДХБ. И ситуацию с асфальтовой крошкой во дворе на улице Факел Социализма в Балаково. Где прозвучал вопрос: «Сколько вообще асфальтовой крошки в этом мусоре?». Жители добивались, чтобы их внутридворовую дорогу отремонтировали. В качестве временной меры они согласились на использование крошки. Но вместо этого им проезжую и одновременно пешеходную часть, так как тротуара нет, неровно засыпали старым асфальтом, перемешанным с крупными деревянными щепками и кусками бетона. То ли сгребли остатки со склада, где она хранилась не лучшим образом. А, возможно, специально испортили, чтобы Эмиль Мамедов снова повторил: крошка — это мусор. Жители были недовольны, и в итоге потребовали «это» из их двора вычистить.

Тем временем в городе я то и дело замечала очень даже приличную крошку на импровизированных парковках перед магазинами. В частном секторе, где владельцы коттеджей и дач отсыпали ей подъезды к воротам и парковочные места для своих авто.

Доказательств того, что крошка — не мусор, а дорожный материал, пригодный для использования, и достаточно дорогостоящий, немало. Начать с того, что реально утилизировать старый асфальт как мусор, может только безумец, причем очень богатый. Чтобы сдать на полигон ТБО 1 кубометр отходов, нужно заплатить больше 380 рублей.

600 рублей за тонну

На сайтах объявлений асфальтовая крошка продается во всех регионах. Цена за тонну — в среднем 600 рублей. Отдавать крошку бесплатно подрядчикам — это все равно, что отдавать бесплатно щебень, песок, прочие материалы, деньги.  

Второй аргумент в пользу того, что дорожная крошка стоит денег и является имуществом — Уголовное дело о краже, которая произошла в Балаковском районе. В августе 2018 года с участка автодороги между двумя акционерными обществами, расположенными на проспекте Химиков в селе Быков Отрог и улицей Транспортной в Балаково украли 32 тонны и 600 кг асфальтовой крошки. Сумма ущерба — 19 тысяч 560 рублей. По информации МВД области, 19 марта текущего года по подозрению в совершении данного преступления был задержан 33-етний балаковец. Было возбуждено Уголовное дело по части 1 статьи 158 Уголовного кодекса России (Кража).

Делим 19560 на 32,6 — получается та же средняя стоимость крошки из массы объявлений — 600 рублей за тонну.

Характеристики материала и рекомендации по его использованию:

«Основными компонентами материала являются гравий, щебень, песок и битум. Продукт представляет собой измельченное дорожное покрытие. Он производится на месте ремонта — асфальтоукладочное оборудование включает технику, дробящую полотно. Измельчение производится и после снятия. Куски асфальта отправляют гранулить в дробилки. В результате получается крошка, размером 3–5 мм, отличающаяся, в зависимости от способа производства, по таким параметрам.

Концентрации битумной составляющей — в крошке, которую изготавливают на месте больше связующих веществ, чем в снятых отходах, отправленных на переработку. Материал с дороги рекомендуют использовать летом; он должен разогреваться для активации битума и подходит для полной замены полотна…», — говорится на сайте компания НК «Миллениум», которая является поставщиком нерудных материалов на строительные площадки и объекты Санкт-Петербурга.

В прошлые годы дороги в Балаково не зря отсыпали крошкой летом, чтобы она успевала разогреваться на жаре, и покрытие становилось прочней. Но уже конец сентября, днем температура воздуха едва достигает 10 градусов, но на дорогах «конь не валялся», то есть крошка.

А теперь посмотрим хотя бы несколько контрактов на ремонт дорог в Балаково нынешнего года. Сколько при нем соскребли старого асфальта, и на какую сумму могла потянуть эта масса.

№1 Ремонт дороги на улице Комарова. Работы выполняло ООО «ПИК», директор Петр Анин. Цена контракта 5 миллионов рублей .Тот самый участок, где в этом году укладывали сплошное асфальтовое покрытие, но в один слой. Работы были с предварительным снятием старого асфальта. По данным Госзакупок, в техническом задании написано, что нужно было провести: «Снятие деформированных асфальтобетонных покрытий фрезами с шириной фрезерования 1500-2100 мм толщиной слоя 50 мм на 8,1 квкм. Погрузку и вывоз мусора, класс груза 1 на расстояние транспортировки мусора не более  10 км от места производства работ 801,9 тонн».

Обратите внимание на слово «мусор», к нему вернемся чуть позже. Теперь просто берем указанные 801,9 тонн «мусора» и умножаем на среднюю стоимость одной тонны 600 рублей. Получается 481 тысяча 140 рублей.  

ООО «ПИК» сделало ремонт на большей площади, чем по контракту. Участок от Горгаза до мировского моста не был прописан в контракте, его фирма сделала за свой счет, как социально ответственный бизнес. Но и сколько было снято асфальтовой крошки с этого «подаренного» куска, и куда она делась, уже не посчитать. Потому расчет только по документам.

Мне почему-то вспоминается история этого года, когда директор УДХБ Эмиль Мамедов, директор «БалАвтоДора» Алексей Матюшкин и директор ООО «ПИК» Петр Анин были замечены в кафе во время совместного застолья. Они объяснили свои посиделки разговорами о женщинах и автомобилях.

Эмиль Мамедов и Петр Анин

№2 Ремонт дорог в Балаково накануне Чемпионата по спидвею. Цена контракта около 40 миллионов рублей. Работы выполняло ООО «Автотрасса», директор Гагик Киракосян — депутат Саратовской областной думы.

Техническое задание:

Ремонт участков автодороги по Набережной  Леонова (на участке между ул. 30 лет Победы и  Саратовского шоссе) . Снятие деформированных асфальтобетонных покрытий фрезами с шириной фрезерования 1500-2100 мм толщиной слоя  80 мм — на площади 7,2 квадратных километра. Погрузка и вывоз мусора, класс груза 1 на расстояние транспортировки мусора не более  10 км. от места производства работ — 1 тысяча 283 тонны.

Ремонт автодороги ул. 50 лет ВЛКСМ. Снято асфальтобетонных покрытий на площади 12,972 квадратных километра. Вывезено «мусора» 1 тысяча 798 тонн.

Ремонт участка автодороги по ул. Малая Вокзальная (на участке между Саратовское шоссе и Комарова 135 рынок «Рокот»). Снято покрытие на площади 10,44 квадратных километров. Вывезено «мусора» 1 тысяча 447 тонн.

Ремонт автодороги к техническому въезду стадиона «Труд». Там снимать было нечего, только укладывать.

Ремонт участка автодороги по ул. Малая Вокзальная (на участке между   Набережной Леонова и 1 микрорайоном. Снято покрытие на площади 7,708 квадратных километров. Вывезено «мусора» 1374 тонны.

Итого: 1 тысяча 283 тонны + 1 тысяча 798 тонн + 1 тысяча 447 тонн + 1374 тонны = 5 тысяч 902 тонны снятого асфальта. Умножаем это на средние 600 рублей за тонну = 3 миллиона 541 тысяча 200 рублей.

И это только два контракта на ремонт дорог в городе Балаково за 2019 год. А был еще ремонт дворовых территорий, ямочный ремонт, где крошка тоже образуется, хоть и не в таком количестве. Был и ремонт дорог на территории Балаковского района.

Неужели опытные дорожники, как Петр Анин и Гагик Киракосян, чьи фирмы выполняли работы, тоже начали считать асфальтовую крошку мусором, и выбрасывать, как числится по документам?

Где же все это богатство?

За последние месяцы я неоднократно задавала вопрос по поводу дорожного материала. И Эмиль Мамедов, и замглавы по ЖКХ Павел Канатов заверяли, что вся крошка собирается на базе муниципального «БалАвтоДора». Сколько там реально снятого асфальта, в каких условиях он хранятся, раз на Факел Социализма привезли смесь крошки и щепок? Но когда я спрашивала Эмиля Мамедова, можно ли попасть на этот самый склад, он ответил, что это режимный объект. Возможно, там какие-то метлы на ракетном топливе и сверхсекретные совковые лопаты, а может показать нечего? Источники сообщают, что какие-то кучи крошки на территории «БалАвтоДора» все-таки есть. Только как теперь определить ее количество, если учет не велся, и по документам это мусор, который доставался подрядчикам?

Допустим, все до последнего грамма собирали и везли на склад. Что же она там до сих пор делает? Крошка должна собираться, чтобы ее использовать на городских и сельских дорогах. Место ей на дорогах, а не на складе, не так ли?  Была бы крошка, ее было бы видно под ногами. Еще месяца полтора, и дороги покроются снегом. Там уж не до отсыпки будет. Можно про крошку забыть? И ничего уже не доказать?

Было дело — Уголовное дело

В других регионах уже сталкивались с подобными ситуациями. Для того, чтобы доказать неэффективное использование муниципального имущества, коим является старый асфальт, достаточно просто изучить контракты на ремонт дорог в Балаково. Они очень кстати по закону находятся в открытом доступе на сайте Госзакупки. Но прежде чем продолжить, стоит рассказать о ситуации с «асфальтовыми сливками» в других регионах. На сайтах много информации о сборе крошки при ремонте дорог в разных городах. И отчетов об использовании этого материала для дачных и сельских дорог.

Есть и публикации про Уголовное дело, которое было возбуждено в отношении руководителя «Управления дорожного хозяйства и благоустройства» в Кургане.

Подробности можно прочитать в публикации «Российской Газеты» под название «Срез с контракта» «К неожиданному и беспрецедентному результату привел сезон дорожных работ в Курганской области: Следственный комитет возбудил уголовное дело в отношении директора муниципального управления дорожного хозяйства и благоустройства Кургана. Чиновника обвиняют в превышении должностных полномочий из-за того, что  он не предусмотрел возврат в муниципальную собственность отходов дорожного ремонта. Следователи предварительно оценили ущерб, нанесенный бюджету только за один сезон, не менее чем в 10 миллионов рублей.

Почти 30 тысяч тонн снятого дорожного покрытия было отдано фактически бесплатно коммерческим организациям, которые по контрактам осуществляли ремонт и обслуживание дорог Кургана. Сумма 10 миллионов появилась исходя из средней стоимости этого материала на рынке, — пояснили в пресс-службе управления СУ СКР по Курганской области.

Главная коррупционная составляющая, по мнению следователей, в том, что глава муниципального учреждения не включил в условия контрактов с подрядными организациями возврат в собственность казны материалов, «полученных в результате фрезерования и разборки существующего асфальтобетонного покрытия». То есть с ведома чиновника снятый старый асфальт фактически был подарен компаниям-подрядчикам. А это, оказывается, отнюдь не бесполезный мусор. «Материалы, полученные в результате разбора дорог, могли быть использованы для строительства новых трасс, укрепления обочин, ямочного ремонта и так далее, — перечисляют следователи. — То есть, с одной стороны, предпринимателям дарится полезный материал, с другой — те же работы по ямочному ремонту, где используют отходы, заново оплачиваются из казны. Парадоксальная щедрость!» — писала «Российская Газета» еще в 2016 году.

О том, что у асфальтовой крошки совсем не крошечная цена, и разбрасываться ей как мусором, экономически нецелесообразно и незаконно, было ясно еще три года назад.

Но в Балаковском районе старый асфальт и по сей день в документах записан как «мусор». Директор УДХБ Эмиль Мамедов убеждал, что крошка — отходы, использовать ее не стоит. Как же теперь быть жителям частного сектора и деревень, чтобы дороги возле их домов хоть как-то приводили в порядок? Покупать крошку за свой счет у неизвестно кого? Выделять на нее деньги из бюджета, чтобы покупать у тех же дорожных фирм, которым она достается как мусор?

Подошли к рабочим и купили

За время работы над данной публикацией я неоднократно набирала в поисковике «асфальт крошка купить Балаково». Некоторые советовали прямиком отправляться на «БалАвтоДор». Объявлений о продаже было много. Я позвонила по одному из них прицениться. Заодно узнать, откуда берется крошка для продажи, если вся она собирается и хранится «на режимных объектах»?

Разговор получился очень интересным. О пользе, цене, местах добычи. Пересказывать не стану, просто опубликую запись.

С одной стороны, расчеты в данной публикации усредненные, по документам, по ценам из Интернета. Объемы реальные, от указанных на бумаге, могут отличаться как в большую, так и меньшую сторону. Но даже по этим цифрам получается, что только с двух контрактов могло образоваться дорожного материала, пригодного для использования, на сумму больше 4 миллионов рублей. Если эти расчеты верны хоть на 50% — могло быть собрано крошки на два миллиона рублей, на 25% — на один миллион. Такие деньги разве должны куда-то «сметаться», как крошки со стола? Намеренно, в чей-либо карман, или просто на свалку, если некоторые искренне уверены в бесполезности этого материала?

Специалисты, например из Контрольно-счетной палаты, конечно, могут посчитать гораздо точней. Или Следственный комитет разобраться в данном вопросе, учитывая опыт их коллег из Кургана?

Кто же в истории с дорогами в Балаково будет за дураков? Очень хотелось бы, чтобы это были не жители города, которым не только хорошего ремонта на многих улицах еще долго не дождаться, а теперь еще и «мусора» от ремонта не видно.

Просим данную публикацию считать обращением в правоохранительные органы.

Инна Чумичкина