
«Доступная среда Авто». Владимир Зузанов: «В любом районном центре нужно хоть в одной автошколе пару машин для ручного управления!»
17.11.2023 20:36Пока не случится беда, здоровые люди без физических ограничений редко задумываются о том, как тяжело инвалидам передвигаться по городу, где нет нормальных заездов для инвалидных колясок. Или что не нужно перегораживать своим автомобилем пандусы, необоснованно занимать парковки для инвалидов. После травмы приходится заново учиться жить, на многие вещи появляется другой взгляд. Так было и с Владимиром Зузановым из Балаково, который сегодня в очередной публикации из серии «Доступная среда Авто» рассказал свою историю. И о том, какую большую роль для качества жизни людей с ограниченными возможностями играет автомобиль. Напомним, на всю Саратовскую область есть только одна автошкола в Саратове, которая реально берет на обучение инвалидов на ручное управление. Формально такие автошколы есть и в Балаково, но в них автомобили держат для лицензирования и проверок. Увы, не для тех, кому это необходимо.
– Сейчас мне 50 лет. Я научился водить где-то в третьем классе, уже ездил на машине. Мы жили в деревне. Отцу было некогда, он работал. Маму возил с работы с учителями. И в лес за грибами возил, научился ездить. Поэтому грибы до сих пор не люблю: дети купаются, а я жду грибников. Естественно, водительское удостоверение получил, когда уже был совершеннолетним после армии. Получил категории А, В, С. В армии служил контрактником, управлял грузовой машиной. Потом получил категорию на автобус, возил людей в части на КамАЗе с будкой, и на прицеп выучился.
Меня полгода собирали «по запчастям». Думали, что я буду овощем, просто лежать
Мне было 40 лет, когда я попал в ДТП на мотоцикле. Это произошло в 2014 году. Так как я был военнослужащим, прапорщиком, меня сразу увезли в госпиталь в Шиханы, далее на самолете в Москву, встречали на реанимобиле. Меня привезли в госпиталь им. Вишневского, где сейчас лечат раненых после СВО. Если бы я был гражданским, думаю, что меня вообще бы не спасли.
Меня полгода собирали «по запчастям», лежал в госпитале. Потом отправили домой. Думали, что я буду овощем, просто лежать. Так как я полон сил и энергии, есть сила воли, я начал заниматься, приводить себя в порядок. Восстановился до того, что я сам один вполне нормально живу. У меня квартира на первом этаже с пандусом. По квартире передвигаюсь на инвалидной коляске. Сам себя обслуживаю, езжу на автомобиле. Вторая инвалидная коляска в багажнике, – рассказал Владимир.
Кроме автомобилей Владимир Петрович очень любит мотоциклы. У него сейчас 3 мотоцикла. Ездить на них не может, но они официально на учете, и сам регулярно возится с ними в гараже.
– Вы заново учились жить, передвигаться на коляске. А через сколько после этого вы решили снова водить?
– Я вообще сразу думал, что обязательно вернусь за руль, во что бы то ни было. На мотоцикле не могу, но могу на квадроцикле.
– Были ли сложности, чтобы переоборудовать автомобиль на ручное управление?
– Сначала у меня была «семерка», на ней год поездил. Потом на этой машине Ольга ездила, когда училась («Доступная среда Авто». Ольга Юсупова: «Это кажется, что желающих учиться вождению инвалидов нет. Мы получаем отказы поодиночке, и никто больше никуда не обращается» ). Затем я переставил ручное управление на «десятку». И году в 2017 я с ручным управлением сам поехал в Крым, тогда еще моста не было, на пароме переправляли. 1800 км в один конец, но я прекрасно доехал на ручном управлении с механической коробкой передач.
Сейчас у меня один рычаг, который можно снять, и любой человек сможет ездить на машине с педалями. У меня Land Cruiser Prado 120, коробка автомат. Газ и тормоз одной ручкой, вверх или вниз. Я больше ничего не делаю, спокойно еду балдею, – шутит Владимир.
– Были ли проблемы с правами, техобслуживанием?
– Нет, прохожу техосмотр. Я ставил ручное управление в Тольятти. У них со всей России устанавливают. Я с техникой на «ты», проблем переучиться для меня не было. Кто только впервые учится водить, им тяжело. Инвалидам – в два раза тяжелей. Нужно большое желание и серьезное отношение. Потому что автомобиль – это средство повышенной опасности. Нужно вовремя остановиться, не создать аварийную ситуацию, не сбить пешеходов.

Сидеть только дома – это с ума сойти можно!
– У вас есть какие-то льготы по автомобилю?
– За страховку что-то возвращают. Можно останавливаться на парковках для инвалидов. Если со значком, но если он не зарегистрирована в реестре через Госуслуги, штраф 5 тысяч. Это сделали, чтобы не обманывали и не парковались под видом инвалидов бесплатно. Но транспортный налог плачу целиком, так как льгота на автомобили только до 100 лошадиных сил, а у меня сейчас 249.
– Что сейчас для вас в жизни автомобиль? Если бы вы не могли водить?
– Не могу представить себя без машины. Постоянно куда-то езжу по делам, для общения. Сидеть только дома – это с ума сойти можно!
Я ездил на прошлых выходных в Казань, просто посмотреть, одним днем. В субботу утром приехал, поспал в машине. Потом на коляске по городу, поехал в другое место, посмотрел, и вечером уже поехал домой. В Москву ездил недавно. У меня сломалась инвалидная коляска, нужна была новая, нашел в столице. Со мной поехал друг на всякий случай, помочь на заправке или колесо поменять. Мы съездили без всяких проблем.

– Что бы вы хотели сказать чиновникам и депутатам, которые могли бы решить проблему доступности автошкол для инвалидов реально, а не только на бумаге, как сейчас?
– Я хочу сказать, что многим чиновникам на инвалидов наплевать. Надеюсь, что все-таки ситуация будет меняться. Сейчас СВО, люди получают травмы, много будет инвалидов, в том числе и на колясках. Может, и начнут создавать условия для обучения. А так я считаю, что в любом районном центре нужно хоть в одной автошколе пару машин для ручного управления, механику и автомат. Не все могут себе купить машины автомат, они дороже. Там же реально ничего особого нет, чтобы их оборудовать. На любые машины можно поставить, и это не помешает для обучения других курсантов. У меня друзья иногда берут машину. Я себе за 30 тысяч ставил это оборудование. Для автошкол не такие большие деньги.
– Среди ваших знакомых есть инвалиды, которые хотели бы научиться водить, но им отказывают в автошколах?
– Конечно, есть. И не в нашей области тоже. В Пермском крае, в Ставропольском крае знакомый был, но он уже умер. Там говорят, что нет машин с ручным управлением, не на чем учиться. Я считаю, что с этой проблемой нужно обращаться к председателю Госдумы Вячеславу Володину, и на федеральные телеканалы. Собираться и ехать! Надо через СМИ решать, иначе ничего не сдвинется. Если в ступе толочь молоко, то можно масло взбить, а если воду, только вода и останется. У чиновников своих проблем хватает с дорогами, отоплением, а инвалиды – потом. Ближе к Москве да, санатории для инвалидов, а здесь кому мы нужны? Даже на заправках, у нас в Балаково на некоторых можно инвалидам подъехать, и помогают, берут карточку, сами заправляют. А на трассе я сам не смогу из машины выйти и заправиться, если позвать на помощь некого.
Люди не виноваты, что не думают о таких проблемах, они просто не понимают
– До травмы, когда я мог ходить, я тоже об этом не думал. Возле магазинов или стоянок не замечал, если перегораживаю своим автомобилем проезд колясочникам. Без всякого умысла ставил машину, просто не осмысливал, что могу помешать. А когда сам попал в такую ситуацию, я стал замечать. Люди не виноваты, что не думают о таких проблемах, они просто не понимают. Инвалидам тоже нужно заявлять о себе и обращать внимание, напоминать, что не надо парковать автомобили возле пандусов, заездов на тротуары.
– После травмы вообще на многое начинаешь смотреть иначе. Если бы сама в 18 лет не стала инвалидом, может, я бы тоже не думала о таких проблемах и не писала бы на такие темы.
– Да, после травмы смотришь на мир по-другому. Становишься более внимательным и сострадательным.
– У меня бытовая травма, и очень хочется скорей доучиться вождению, сдать на права. А вам после ДТП не страшно было снова садиться за руль?
– Это берется откуда-то изнутри, защитная реакция организма, будь ты хоть 15 раз смелым. В этом ничего особенного. Но не зря говорят, что человек ко всему привыкает. И когда продолжаешь ездить, то все становится нормально.
Я сначала стеснялся ездить на инвалидной коляске. Я такой человек, что всегда был подвижный, всегда и везде участвовал, и в соревнованиях. Сейчас благодаря машине у меня активный образ жизни, – поделился Владимир Зузанов.
Он рассказал, что может тоже хотел бы заняться автоспортом для инвалидов, соревнования по которому бывают в Саратове, но лучше все-таки не в одиночку. А если в Балаково удастся добиться, чтобы автошколы начали принимать на обучение вождению инвалидов, то у нас в будущем появится целая команда для участия в соревнованиях.
Беседовала Инна Чумичкина