«Доступная среда Авто». Почему в Балаково обучение вождению для инвалидов есть только на бумаге?

«Доступная среда Авто». Почему в Балаково обучение вождению для инвалидов есть только на бумаге?

24.10.2023 17:25 Автор admin

Вы наверняка обращали внимание, как много пустых парковочных мест для инвалидов возле торговых центров или госучреждений. Повесили знаки, выделили места, отчитались про соответствие требованиям по «Доступной среде», а что дальше? Людей с ограниченными физическими возможностями меньше, чем этих мест? Нет. Вопрос в том, много ли возможностей для инвалидов, чтобы пройти обучение в автошколе и получить права.

Эта ситуация схожа с пандусами, которые строят так, что на них и здоровый может покалечиться. С неработающими кнопками для вызова возле магазинов и аптек – для вида. Как с вакансиями для инвалидов: не примут на работу без официальной справки об инвалидности, а если человек с физическими ограничениями официально не работает, могут и инвалидность не дать или не продлить, так как якобы здоровье не мешает работать.

В городе Балаково Саратовской области, как и по всей России, есть проблема для реабилитации людей с ограниченными физическими возможностями. В нашем городе нет автошколы, в которой можно было бы учиться инвалидам на ручное управление автомобилями. Это необходимо тем, у кого проблемы с ногами, позвоночником или протезы и т.д.

Единственная автошкола, в которой учат ручному вождению, находится в Саратове

В Государственном автономном учреждении Саратовской области «Центр адаптации и реабилитации инвалидов» (Парус надежды). Это одна из немногих автошкол для инвалидов на всю Россию. Обучение длится 2,5 месяца, а на занятиях необходимо присутствовать в Саратове 3 раза в неделю, на теории и практике вождения.

Обучение в центре является бесплатным для инвалидов трудоспособного возраста, проживающих (и зарегистрированных) на территории Саратовской области. Право на бесплатное обучение в Автошколе ГАУ СО «ЦАРИ» имеет также один из законных представителей ребенка-инвалида или инвалида трудоспособного возраста. Для других категорий граждан 22 тысячи.

Но при этом для инвалидов, которые проживают не в Саратове, за счет одних только поездок по межгороду минимум три раз в неделю на обучение это «бесплатно» обойдется в несколько раз дороже обычной автошколы в своем городе.

Для тех, кто хромает или на протезах, но может ездить на междугородних автобусах, стоимость билета Балаково-Саратов только в одну сторону 638 рублей. Плюс расходы на транспорт по самому Саратову. И получается, даже одна поездка на занятия обойдется почти 1500 рублей. Кто на инвалидной коляске, и нужно везти в Саратов только на машине, еще дороже. Как и переехать жить на 2,5-3 месяца в Саратов только ради автошколы, снимать квартиру, расходы получаются огромными. Хватило бы на половину подержанной машины.

Люди с ограниченными физическими возможностями нередко просто вынуждены проходить медкомиссию на права в частных клиниках, только бы получить справку без ограничений, не ручное управление, хотя бы на коробку автомат. Но это может быть опасно для самих инвалидов, так и для других участников дорожного движения. Для колясочников, естественно, и это недоступно.

Формально у автошкол в районах есть и по две машины с ручным управлением, но только для проверяющих

По данным ООН, люди с ограниченными возможностями здоровья – это не менее 10% от общего числа населения Земли. Из-за травм и заболеваний инвалидов с каждым годом становится больше. Плюс к этому травмы, которые получают при военных действиях.

Для реабилитации участников СВО, которые будут восстанавливаться после ранений, получать новые профессии, это тоже очень важно. Где им сейчас, кроме Саратова, впервые учиться на права или переучиваться на ручное управление? Необходимо также развивать работу по техническому переоборудованию автомобилей для инвалидов.

Ранее законодатели уже пытались решить проблему доступности автошкол для людей с ограниченными возможностями, только это не сработало

Как выяснилось, и в Балаково есть автошколы, которые для получения лицензий приобрели и показывали проверяющим автомобили с ручным управлением, даже по два. Одна автошкола оборудует один такой автомобиль, вторая один, а потом заключают между собой договоры аренды. Формально получается у обеих автошкол по две машины с ручным управлением, но инвалидам все равно отказывают и советуют ехать в Саратов.

Не заставлять автошколы, а стимулировать мерами поддержки или развивать при госучреждениях  

Ни в коем случае не предлагаю кошмарить частные автошколы, заставлять работать с инвалидами. Это бессмысленно и неэффективно, не говоря о том, что нерентабельно. При существующей потребности в обучении, все-таки инвалидов будет заниматься меньше, чем здоровых. И если заставлять, то отношение к обучающимся с особенностями будет такое, что после одного-двух занятий уйдут оттуда в слезах и навсегда откажутся от самой мечты стать водителями.

На мой взгляд, было бы гораздо полезней сделать хотя бы по одной реально обучающей инвалидов автошколе на такие небольшие города, как Балаково, Вольск, Пугачев. И не в частных, а в учреждениях с государственным участием и финансированием. Первый вариант – это при филиалах ДОСААФ, у них есть автошколы.

Второй вариант, и более реалистичный, — это существующие автошколы при колледжах и техникумах. Во-первых, они не частники, проще проверить работу и при необходимости поддержать финансированием из бюджета, грантами. Во-вторых, в образовательных учреждениях давно созданы все условия для маломобильных граждан: пандусы, широкие двери, туалеты с поручнями и т.д. Эти автошколы и так учат не только своих студентов, но и всех желающих платно. При государственной или региональной программе и в них в будущем можно организовать бесплатное обучение для инвалидов, как в Саратове. В любом случае учиться в своем городе даже платно выйдет дешевле.

При колледжах и техникумах, в которых есть свои автошколы, учат студентов на автомехаников, автослесарей. Если будет больше автомобилей с ручным управлением, их тоже потребуется периодически ремонтировать, проходить ТО. Можно было бы студентам дополнительную специальность при желании сделать, чтобы и в таких автомобилях хорошо разбирались.

Пока на это, к сожалению, не хватает политической воли или политической «моды»

Например, когда губернатор Саратовской области Роман Бусаргин заявил о необходимости развивать детский автоспорт не только в Саратове, но и в районах, быстро начали набирать детские группы на вождение. Одного заявления главы региона было бы достаточно, чтобы уже изучить существующие условия. Может, в колледжах и техникумах тоже давно есть эти автомобили для инвалидов «исключительно для проверяющих»?

Частные автошколы, которые решатся начать реальное обучение инвалидов, тоже можно было бы поддержать оборудованием, помощью с ремонтом их автоплощадок. Выделить территорию в городе под площадку, ведь инвалидам на окраину добираться будет сложно. Проблем с достоверностью отчетов за число реально обученных с ограничениями по здоровью как раз не возникнет, так как все экзамены сейчас записывают на видео.

Автошколы от работы с инвалидами отталкивает то, что придется отвлекаться в классе, больше уделять времени

Но это предубеждения. У людей с ограниченными физическими возможностями есть экстрабилити – это дополнительные способности, развивающиеся у человека с инвалидностью по причине адаптации и приспособления к современной повседневной жизни с ограниченными возможностями в здоровье. Например, у спинальников – усидчивость при работе и обучении. Они уж точно будут много времени заниматься дома, решать билеты за компьютером и смотреть обучающие видео, а не как те, кто пропускают занятия и не выполняют домашние задания из-за работы, желания погулять. Ведь, откровенно говоря, теория в автошколах сейчас большей частью сводится к подготовке по билетам за компьютером. Их можно решать с любого компьютера и телефона. При необходимости можно индивидуально позаниматься лично или по видеосвязи, современные технические приспособления решают много проблем, особенно такие тренажеры как на фото из саратовского центра.

Необходимо разработать федеральную и региональную программу для развития этого направления

Саратовская область одна из тех, где уже есть база и специалисты для такой важной работы, как обучение вождению для инвалидов. Нужно только распространять этот опыт на районы.

Также это соответствует задаче, которую ставит президент России Владимир Путин по поддержке российского автопрома. Автомобили должны быть доступны не только чиновникам и депутатам, чтобы за счет бюджета пересаживались с иномарок на «Лады» и селфились для отчетов. Очень важно создавать больше возможностей для улучшения качества жизни, работы и самореализации всех граждан.

От вождения в повседневной жизни в автоспорт!

В Саратове даже проводятся соревнования по автоспорту для инвалидов с ручным управлением, но участников немного. Что мешает создавать условия? И тогда больше людей с ограниченными физическими возможностями смогут заниматься спортом. Проводить Всероссийские соревнования, как сейчас проводят для детей по автоспорту. Не только жителям областных центров и столицы это необходимо, в небольших городах тоже есть инвалиды, которые хотят жить полной жизнью.

Председатель Балаковской местной организации «Всероссийского общества инвалидов» Дарья Кудлаенко сама водит автомобиль с автоматической коробкой уже несколько лет.

— Каждый год в Балаково непосредственно к нам обращаются по 3-5 человека и спрашивают про автошколу: куда идти, с чего начать. Насколько мне известно, ручное управление нужно в основном колясочникам. Самый простой вариант – перейти на коробку автомат. Когда я училась на права, мне советовали начать с автоматической. Но я осилила и механику. Сейчас, кстати, при прохождении медкомиссии, если у человека артроз или еще какие-либо предписания, можно обратиться в МСЭ. Если есть автомобиль, будут возвращать даже страховку. Это новшество с прошлого года. Но об этом мало кто знает. Что касается автошкол, они не берут на себя ответственность работать с инвалидами, они нас просто боятся».

Чтобы подробней рассказать о проблеме и важности ее решения, редакция ProBalakovo готовит серию материалов «Доступная среда Авто». В них на реальных примерах расскажем и познакомим вас с героями, для которых возможность водить автомобиль значительно улучшила качество жизни. Как долго они этого добивались, где и как учились. При подготовке этих публикаций я как инвалид сама общалась с директорами учреждений, писала обращения к чиновникам. Знаете, какой самым популярный ответ? «А что, для инвалидов нужно какое-то особенное вождение, другие автомобили?». Здоровые просто не задумываются, пока это не коснется их самих или их близких, друзей. Только если об этой проблеме и путях ее решения узнают как можно больше людей, есть шанс от формального подхода перейти к реальному решению, наконец-таки «снять с ручника бюрократии» и начать движение.

Инна Чумичкина

Фото из группы «Парус надежды»