Раздача невиданной щедрости-2. Или почему Москва избавляется от троллейбусов и трамваев

Раздача невиданной щедрости-2. Или почему Москва избавляется от троллейбусов и трамваев

17.05.2021 17:23 Автор admin

Скоро исполнится первая годовщина как крупнейший город страны, столица нашей Родины город-герой Москва осталась без троллейбусов. 25 августа прошлого года в столице было прекращено троллейбусное движение. ProАвтобизнес решил поглубже рассмотреть этот вопрос и нашел как  плюсы, так и  минусы такого решения.

Сегодня в нашей стране московские трамваи, троллейбусы и автобусы достаются другим российским городам бесплатно. Получатель лишь оплачивает доставку подвижного состава из столицы. Тем не менее, многие руководители муниципалитетов и предприятий городского транспорта, учитывая высокий износ парков техники, рассматривают эту раздачу, как манну небесную.

Как известно, когда в Москве появилась новая команда мэра Сергея Собянина перед ней встала титаническая по масштабам задача – решить транспортную проблему огромного мегаполиса. Были проделаны огромные по масштабам и сложности работы. Во-первых, продолжилось строительство и прокладка дорог, в частности построены скоростные хорды. Введено платное парковочное пространство, сначала в самом центре города, затем, в пределах Третьего кольца и далее. Но больше всего преобразований коснулось общественного транспорта столицы. Мы не будем рассказывать о масштабах метростроения и вводе новых линий метро. Отметим лишь что по окончанию этой программы более 95% населения внутри МКАДа должны жить в шаговой доступности от станций метрополитена.  

И вот здесь во время работ по улучшению организации движения наземного пассажирского транспорта обнаружилась такая особенность такого вида как троллейбуса. Он привязан к контактной сети, смена направлений замедляет его движения на троллейбусных стрелках, часто тормозя автотрафик. Вдобавок, контактная сеть сильно изношена, как и силовые подстанции. Все это требует больших капитальных вложений. Об этом заявил руководитель столичного транспортного комплекса Максим Ликсутов. Еще в 2016 году он заявил: «У нас крайне изношена троллейбусная контактная сеть, которая, к сожалению, дает почти 30% потери электроэнергии. Миллиарды, которые надо проинвестировать в обновление контактной сети, в строительство новых питающих подстанций, — это, конечно же, окажет влияние на стоимость проезда».

Именно тогда, когда началось строительство системы ускоренного автобусного движения под названием «Магистраль», начались первые снятия контактной сети в столице. В 2016 году троллейбус убрали из исторического центра Москвы. Всего порядка 30 км. Демонтаж контактной сети провели на таких центральных улицах как Новый Арбат и Воздвиженка, на Бульварном кольце, Кремлевской набережной. А также на улицах Сретенка и Малая Дмитровка, Волхонка и с улиц «кремлевского кольца» — Моховой, Охотного Ряда, Театрального проезда, Новой площади, Китайгородского проезда, от улицы Варварка до Москворецкой набережной. И, конечно же, на Тверской.

Тогда троллейбусы заменили новыми автобусами с отоплением, кондиционированием, а также двигателями экологического стандарта Евро-5. Москвичи в принципе проглотили этот первый этап «троллейбусного погрома».

Но далее события начали развиваться по иному сценарию. Тогда на сцену вышел новый вид подвижного состава электробус. Удивительно, как быстро и КАМАЗ и Группа ГАЗ представили свои модели электробусов. В конце того же 2016 года на испытание вышел первый камазовский электробус на столичный маршрут номер 2 – «Александровский сад – Кунцево».   В это же самое время на испытаниях был электробус ЛИАЗ. А уже через год в 2017 году руководитель транспортного комплекса столицы Максим Ликсутов объявил о планах Москвы по ежегодной закупке 300 электробусов в год и отказе от закупки автобусов с 2021 года. И вот тут ситуация получилась как с московским трамваем. О чем наш канал недавно рассказал в этом материале.

Грандиозная раздача

Электробусы в отличие от троллейбусов не требуют большой протяженности контактной сети. Московские электробусы с ультрабыстрой зарядкой, а зарядные станции расположены на конечных. Их особенность в литий-титанатных батареях, которые обеспечивают зарядку за 10-18 минут и дают возможность эксплуатировать электробус на городских маршрутах любой протяженности.

Но эти электробусы надо где-то хранить, ремонтировать, обслуживать. Решение пришло достаточно быстро, поскольку бывшие троллейбусные депо идеально подходят для этих целей.

Соответственно, эти депо надо срочно освободить. А как освободить, да просто бесплатно раздать в другие города, где как оказалось, такому бесплатному подарку, как еще не выработавшие ресурс б/у троллейбусы из Москвы, рады в российских городах, где троллейбусный парк уже давно самортизирован, а износ приближается к 100%.

Первые партии б/у московских троллейбусов 2005-2006 г.в., ушла в такие города как Ростов-на-Дону, Брянск, Орел, Иваново, Йошкар-Ола, Махачкала, Черкесск, Березники ушла в 2018году.

Но самая большая раздача случилась в ковидном 2020 году. Тогда партии троллейбусов от 20 штук и более увезли в такие областные центры как Калуга, Тула, Рязань, Смоленск, Нижний Новгород, Кострома, Вологда, Великий Новгород, Воронеж, Ульяновск, республиканские центры – Петрозаводск, Чебоксары, а также в такие необластные центры как Дзержинск, Балаково, Новочебоксарск, Миасс. А вот самыми дальними получателями стали дальневосточные и сибирские города – Хабаровск, Чита, Красноярск, Томск, Кемерово.

Но самую большую партию получил Саратов. Тут следует отметить старания председателя Госдумы Вячеслав Володина. Он выбил из столицы самую большую партию 90 троллейбусов, вдобавок еще и несколько километров контактной сети.

У себя в Инстаграмме он написал: «В прошлом году сделали все для того, чтобы наши троллейбусы, которым много лет, были заменены троллейбусами более молодыми. Это решение позволило нам временно, но улучшить состояние подвижного состава». Действительно, Саратову достались относительно свеженькие троллейбусы, которые отработали в столице всего 3 года. Это прежде всего модель СВАРЗ-МАЗ.

Другим городам достался подвижной состав, состоящий из троллейбусов «Оптима» и «Мегаполис» начиная от 2005-2006 г.в. до 2011-2012 г.в. производства завода «Тролза» (бывш. Завод имени Урицкого) из города Энгельса Саратовской области. Также раздаче подлежали троллейбусы старые троллейбусы «Садовое кольцо» московского троллейбусно-ремонтного завода МТРЗ в кузове ЛИАЗ. Вологодские троллейбусы ВМЗ марки «Авангард» и более свежие белорусские БКМ-321 и СВАРЗ-МАЗ. Примечательно, что в ряде городов по каким-то причинам московские подарки до сих пор не вышли на маршруты.

Вот так Москва помогла трем десяткам городов страны обновить свой троллейбусный парк. Ну а сама столица в течение нескольких лет станет «царством электробусов». В других городах страны пока не планируют умерщвлять троллейбус. Сегодня здесь другой тренд. На маршруты планируют выпускать троллейбусы с автономным ходом. Часть маршрута троллейбус проходит под обычной контактной сетью, а затем переключается на питание литий-ионных аккумуляторов и едет по улицам города, где нет контактной сети, то есть автономно. Это большое преимущество, например, для прокладки маршрутов в новые жилые микрорайоны.

Источник: ProАвтобизнес