Почему в Саратовской области пытаются развивать туризм на банальности, игнорируя настоящие природные сокровища?
19.07.2023 12:33В России с каждым годом тема развития внутреннего туризма становится все актуальней. Эпидемия коронавируса, санкции, рост цен на зарубежные поездки и прочие обстоятельства приводят отпускников в турагентства в поисках интересных маршрутов по стране. Туры выходного дня в пределах своего региона или в соседние области тоже пользуются популярностью. Для привлечения турпотока используют идеи, порой высосанные из пальца. А настоящие сокровища, на которых прекрасно зарабатывают в других регионах, тем временем в Саратовской области и рядом с городом Балаково валяются под ногами. В прямом смысле слова под ногами.
Среди моих друзей много любителей собирать аммониты. Аммониты – это обитатели океана, застывшие в камне десятки миллионов лет назад. Их можно найти на берегу Волги, если знать места. Одно из них – брег в районе базы «Утес» и базы «Эдельвейс». Проблема в том, что первая база частная и через ее территорию не всегда пропускают, а со стороны второй нет нормального спуска.
На «Эдельвейсе», муниципальной базе, балаковцы любят бывать зимой и летом. Почему бы не сделать там палеонтологическую тропу? Оборудовать безопасный спуск к воде. На самой базе выделить уголок под витрины и наполнить их аммонитами, собранными у ее подножья. Сделать информационные стенды с изображением древних существ, обитавших в нашей местности. Палеонтология привлекает детей и взрослых. Это история нашей планеты с реальной привязкой к Саратовской области. Можно было бы проводить экскурсии.
Например, в Пугачеве в краеведческом музее есть окаменелости, даже череп мамонта. Рядом с Петербургом работает палеопарк, где посетители могут сами участвовать в поисках окаменелостей и забирать их на память. В Ульяновской области Ундоровский палеонтологический музей – первый в России музей, созданный на уникальном местонахождении ископаемой фауны юрского и мелового периодов. В Ярославской области проводят туры выходного дня по «Золотому палеонтологическому кольцу». В тур входить лекция по дороге, осмотр архитектуры и природы, участие в раскопках.
Эта тема пользуется популярностью у туристов. И местным жителям было бы интересно в выходные приезжать на берег Волги в поисках аммонитов. Тем более что некоторым эти места знакомы с детства. Добавить удобств, безопасный спуск к воде, и тех же иногородних туристов, которых завозят на «Эдельвейс» только на смотровую площадку, можно будет приводить в небольшой палеонтологический музей на самой базе, приглашать спуститься на берег. Там много камней с отпечатками раковин, которые столько весят, что их никто не унесет. Такой музей под открытым небом. Началом создания такой тропы и нового музея могла бы стать огромная конкреция, которая упала на берег в этом году (в прошлом ее не было).
В Балаково есть специалисты, которые могли бы качественно подготовить информацию для музея, начать наполнять экспонатами. В домашних коллекциях охотников за аммонитами и другими окаменелостями есть экземпляры, которыми наверняка с удовольствием поделятся с музеем. И для пополнения экспозиции далеко ходить не придется.
С одной стороны у меня есть опасения предлагать такую идею, чтобы это место при массовом посещении не испортили. Но c другой, если оно станет музеем под открытым небом, то к посетителям будут соответствующие требования в части соблюдения порядка. Колизей и египетские пирамиды по возрасту просто младенцы в сравнении с этими чудесами природы. Палеонтология – это настоящее и вечное, а не очередной фестиваль того, что в любой день можно достать с полки холодильника, съесть и забыть. И вроде при желании можно найти палеонтологические места на карте Саратовской области, но разве им уделяется столько внимания, как клубнике, окрошке? Это все приелось. На прошедшем фестивале клубники в Балаково одним из самых запоминающихся моментов стало выступление индейца. А самой клубники зимой в гипермаркете можно найти больше, чем на фестивале, посвященном ей. И неужели лицо туризма в Саратовской области – это усатый говорящий калач и зубастый сыр?
На туристическом сайте Саратовской области обозначены несколько мест с окаменелостями, там небольшие рассказы, фото и координаты на карте. Но этого мало, чтобы был хороший турпоток. Необходимо организовывать выезды, рассказывать, показывать.
И эта тема тоже прекрасно подходит для любителей делать фото на память о путешествиях. С сувенирной продукцией проблем не возникнет. Приобрести или лично найти настоящий сувенир, которому миллионы лет, гораздо интересней любого новодела. Но и для традиционных кружек, брелоков и прочего эта тема тоже отлично подходит.
Главное – это все настоящее. Губернатор Саратовской области Роман Бусаргин ставил задачу развивать экотуризм, и палеонтология прекрасно впишется. Новое – это хорошо забытое старое. В данном случае древнее и незаслуженно забытое. Ей нужно только новое дыхание, больше рекламы и условий, как места для выброса мусора и туалеты. Возможность поехать в группе на автобусе для тех, у кого нет своих авто. Проблем с рекламой не будет. Стоит опубликовать фото таких находок в соцсетях, как сразу появляются комментарии с вопросами, куда ехать за этой красотой. В нескольких минутах езды от своего города и то не все знают и удивляются, когда видят фото у знакомых. Не говоря о том, сколько еще в Саратовской области таких мест.
Особенно если учесть соседство с Хвалынским национальным парком, а также с меловым карьером в Вольске, в Саратовской области давно можно развивать направление палеонтологического туризма. Объединить такие места в маршруты. И сделать ничуть не хуже, чем «Золотое палеонтологическое кольцо» в Ярославской области. Или палеонтологический парк в районе Санкт-Петербурга. В том же меловом карьере в Вольске всего один информационный щит, а можно было бы добавить информацию про древних обитателей этих мест, которых находят в карьере.
Создание палеонтологической тропы на базе «Эдельвейс» рядом с Балаково, и в других районах области, могло бы дать хороший импульс к тому, чтобы и в нашем регионе появилось свое туристическое «кольцо». Не очередное «золотое», а, например, перламутровое, как аммонит.
Инна Чумичкина