«Шантаж-метраж». В Саратовской области предложили отменить скандальный закон о метрах для уборки за счет жителей

«Шантаж-метраж». В Саратовской области предложили отменить скандальный закон о метрах для уборки за счет жителей

14.11.2024 16:13 Автор admin

На совещании комитета по вопросам жилищной, строительной и коммунальной политики Саратовской областной думы рассмотрена информация прокуратуры области о необходимости пересмотра законодательных правил уборки прилегающих территорий. Напомним, что депутаты Совета города Балаково недавно рассмотрели вопрос, и с учетом мнения жителей, высказанного на публичных слушаниях, проголосовали вместо 10 метров предложенных администрацией для уборки за счет жителей, за 0 метров. Балаковские депутаты встали на сторону жителей большинством голосов. За 0 метров на заседании из 18 присутствовавших проголосовали 15. Кто не подняли руку за 0, видно на фото.

По предложению пересмотра закона областном уровне, подробности сообщает прокуратура Саратовской области. На совещании представителем прокуратуры до депутатов областной думы доведены результаты проведённого прокуратурой области мониторинга правоприменения Закона Саратовской области от 31.10.2018 № 102-ЗСО «Об утверждении порядка определения границ территорий, прилегающих к зданию, строению, сооружению, земельному участку» (далее — Закон Саратовской области от 31.10.2018 № 102-ЗСО), свидетельствующие о серьёзных проблемах при организации благоустройства на территории области, особенно в осенне-зимний период.

В соответствии с правилами благоустройства, утверждёнными муниципалитетами, ответственность за уборку и благоустройство прилегающих территорий возлагается на граждан — собственников и иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков.

При этом установленные Законом Саратовской области от 31.10.2018 № 102-ЗСО правила определения границ прилегающих территорий (от 5 до 15 метров в зависимости от категории объекта) позволяют органам местного самоуправления практически полностью переложить ответственность за уборку и благоустройство пешеходных зон и общественных пространств муниципальных образований на население, что и сделано фактически в принятых правилах благоустройства.

Мониторинг правоприменения указанного нормативного регулирования выявил его значительную неэффективность. Собственники зданий, строений, сооружений и земельных участков, как граждане, так и организации, в большинстве случаев не предпринимают надлежащих мер для очистки прилегающих территорий. Когда уборка всё же проводится, она зачастую оказывается недостаточной, так как для её качественного выполнения требуются специализированные ресурсы, такие как техника для уборки снега и противогололёдные материалы. Очистка носит децентрализованный и фрагментарный характер: в отдельных местах лёд и снег сваливаются в кучи, в других — обрабатывается песком, что приводит к образованию грязи и только усложняет ситуацию с благоустройством.

При этом ежегодно администрациям выделяются значительные средства на благоустройство города, в том числе на зимнюю уборку. При отсутствии возложенной законом обязанности, муниципалитет убирает общественные территории и тротуары лишь выборочно по собственному усмотрению. Система муниципального контроля за исполнением введённых правил благоустройства в части уборки прилегающих территорий также неэффективна, а в случае судебного обжалования (или судебного понуждения) последующее исполнение решений судов уже лишено смысла в связи с окончанием зимнего периода.

Отсутствие ответственности за уборку прилегающих территорий улиц и тротуаров у администрации и бездействие собственников ежегодно приводят к тяжким последствиям и жалобам граждан. Только за зимний период 2023–2024 гг. в результате падений на тротуарах и проезжей части области пострадал 1521 гражданин (из них большинство — 1103 в МО «Город Саратов»).

По результатам обсуждения участниками совещания принято решение о необходимости выработки решений по изменению законодательного регулирования в целях повышения эффективности и качества уборки общественных пространств. Работа органов местного самоуправления по организации благоустройства в данной части взята на контроль.