От Балаково до Арктики. На БССРЗ построили гидрографический катер «Юрий Бабаев» в рамках Федерального проекта «Развитие Северного морского пути»
25.06.2021 22:38Сегодня в Балаково прошла торжественная церемония спуска на воду головного гидрографического катера «Юрий Бабаев» ледового класса Ice 3. В ней приняли участие и.о. директора департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Министерства транспорта РФ Виталий Клюев, генеральный директор ФКУ «Дирекция государственного заказчика программ развития морского транспорта» Анатолий Мишанов, генеральный директор ФГУП «Гидрографическое предприятие» Александр Бенгерт. Генеральный директор ООО «Объединенные Верфи Вега» Елена Майер, в это объединение входит ООО « Балаковский судостроительно-судоремонтный завод», где было построено судно и прошла церемония спуска на воду.
Министр промышленности и энергетики Саратовской области Андрей Архипов передал поздравления от губернатора с этим событием — впервые с 1990-х годов ФГУП «Гидрографическое предприятие», недавно вошедшее в состав Росатома, получает новое судно. Это событие в рамках Года науки и технологий. «Я искренне поздравляю вас с этим достижением! С решением очень важной государственной задачи, за которую вы взялись. Благодарю вас за работу, за профессионализм. От имени губернатора Саратовской области Валерия Васильевича Радаева хочу пожелать вам производственных успехов, динамичного развития, роста объемов производства. С праздником вас всех! Спасибо за работу!», — сказал министр Архипов. Он вручил Благодарственные письма губернатора сотрудникам БССРЗ.
«Юрий Бабаев» будет работать в портах Северного морского пути с целью обеспечения безопасности мореплавания и развития портовой инфраструктуры. Последний раз аналогичное судно было построено в 1991 году на зарубежной верфи (в Финляндии), теперь производство судов ледового освоили российские судостроители. Суда навигационно-гидрографического обеспечения – ключевой элемент развития судоходства по СМП. И теперь судно было построено в Саратовской области на Балаковском заводе. Это новое современное судно длиною чуть более 30 метров с численностью персонала на борту порядка 13-14 человек, которое позволит решать функции и задачи гидрографии в условиях стесненных акваторий.
Гидрографический катер получил имя заслуженного инженера-гидрографа, на церемонию пригласили дочерей и внучек Юрия Бабаева. «Мы очень благодарны вам за такой потрясающий подарок для отца. Это действительно потрясающе! Мы не ожидали. Мы благодарны вашим рукам, вашим умам, рабочим вашего завода. Мы благодарны тем, кто задумал дать имя судну, которое будет продолжать работать в Арктике. Отец закончил Ленинградское высшее инженерно-морское училище имени адмирала Макарова, и сам попросился в Арктику. Потому что он всегда хотел быть настоящим. Он так и сказал матери, которая плакала и умоляла его остаться в городе, что если арктический факультет, то он должен работать в Арктике. Все свои силы он отдавал Северу. Отца знали практически все. Это был настолько энергичный человек, волевой. Он всегда хотел куда-то успеть. Ему не хватало времени. Он спал по 4 часа в сутки, и очень жалел, что приходилось спать. Он горел всю жизнь», — сказала дочь ученого Марина Йулдашева (Бабаева).
Юрий Бабаев успел написать автобиографическую книгу, соавтором которой стала его дочь Марина. Книга была издана в 2004 году в Москве. Родственники Юрия Бабаева подарили книгу Балаковскому судостроительно-судоремонтному заводу. Судно освятили и по традиции об борт разбили бутылку шампанского. Затем его спустили на воду.
Исполняющий обязанности директора департамента государственной политики в области морского и внутреннего транспорта министерство транспорта РФ Виталий Клюев напомнил, что суда строятся в рамках Федерального проекта «Развитие Северного морского пути». Куратор федерального проекта — Госкорпорация «Росатом». Строительство осуществляется для ФГУП «Гидрографическое предприятие» (входит в корпорацию с 2019 г.) по государственному контракту с ФКУ «Дирекция государственного заказчика программ развития морского транспорта».
Росатом, наделённый функцией инфраструктурного оператора СМП, возрождает флот полярной гидрографии. В 2019 г. в контур корпорации (из Минтранса) передали ФГУП «Гидрографическое предприятие», и в том же году состоялась закладка 4 новых гидрографических судов: двух гидрографических катеров «Юрий Осокин» и «Юрий Бабаев» ледового класса Ice 3 (проект Е35.Г) и двух лоцмейстерских судов ледового класса Ice 3 (проект BLV03). Общая стоимость судов более 1,6 млрд рублей. Суда предназначены для проведения работ в акватории портов Северного морского пути, обеспечения безопасности мореплавания и развития портовой инфраструктуры. Суда должны быть приняты в конце 2021 года. Также в этом году будет заложено уникальное гидрографическое судно ледового класса Arc7.
«Развитие Северного морского пути – это одно из направлений развития, которое обозначено президентом России Владимиром Путиным в качестве национальных целей. Чтобы обеспечить освоение Северного морского пути, выполнить задачу – до 2024 года сформировать перевозки по этому пути на уровне 80 миллионов тонн в год, необходимо развивать инфраструктуру на берегу и флот. Северный морской путь использовался в советское время. Но после развала СССР про него на некоторое время забыли. О нем вспомнили, но оказалось, что в гидрографическом смысле он недостаточно исследован. Для существующего судоходства хватает. Но чтобы развивать до 80 миллионов тонн, нужно проводить гидрографические исследования, И для этого нужен современный флот. И судно «Юрий Бабаев» пример строительства этого флота», — сказал Виталий Клюев. Он подчеркнул, что также есть задача строить суда для российского флота именно на отечественных предприятиях. Это пример того, что российские проекты в Арктике оказывают влияние на экономику всей страны. «Балаково далеко от Северного морского пути, но влияние этого огромного проекта сказывается и на городе Балаково», — подчеркнул Виталий Клюев.
Генеральный директор ФГУП «Гидрографическое предприятие» Госкорпорации «Росатом» Александр Бенгерт рассказал, что судно «Юрий Бабаев» пробудет в Балаково до начала октября. Далее своим ходом отправится в Архангельск, где его примут в ноябре-декабре 2021 текущего года. В летнюю навигацию 2022 в мае-июне приступит к работе в Арктике. Срок службы судна не менее 30 лет.
Гидрографический катер нужен для создания безопасных условий мореплавания. Чтобы создавать новые безопасные маршруты для перевозки грузов на больших судах.
«Вопрос гидрографического исследования Северного морского пути требует системного подхода. Для нас он заключается в наличии флота, чтобы ежегодно в период навигации мы могли решать свои задачи. В связи с этим в рамках федерального проекта «Северный морской путь» сейчас осуществляется строительство новых судов. Четыре судна мы получим в 2021-2022 гг. Дополнительно мы осуществляем глубокую модернизацию трех своих собственных судов. Также в рамках федерального проекта.
Зона ответственности судна «Юрий Бабаев» будет в восточном секторе Арктики — Восточно-Сибирское море, море Лаптевых. Судно оборудовано самым современным комплексом, и не менее 100 дней в году будет осуществлять промеры», — подытожил Александр Бенгерт.
Общий объем так называемых «белых пятен» (неизученных мест) на Северном морском пути порядка 2,5 млн приведенных км. И гидрографический катер «Юрий Бабаев» будет работать для того, чтобы их стало меньше, и новые маршруты в Арктике были безопасней.
Фоторепортаж можно посмотреть по ссылке.
молодцы, а дальше что???